31 мая 2024
Как оценить привлекательность IPO в текущих реалиях?
На рынке реальный избыток публичных размещений: ещё осенью Астра пустила на это тренд, а сейчас почти все хотят иметь свои акции для покупки физ.лицами. Я не зря делаю на это акцент: не всегда важна модель бизнеса и даже её показатели - важно настроение рынка и то, как он воспримет эмитент.
Я отвечу на вопрос: почему, например, Элемент, МТС банк, Евротранс и тд не стали интересными размещениями, а Астра, Совкомбанк, Диасофт и тд покорили сердца?
1)Фактор Сектора
Смотрим, что сейчас в тренде: IT, искусственный интеллект, импортозамещение и что-то новое. Отсюда шанс на успех у технологичной компании - выше. Чем технологичнее - тем лучше)
Вот например:
Астра заменяет Windows и является быстрорастущей компанией с проектами по типу облачных сервисов. Диасофт - импортозамещает.
Напротив:
Займер - это МФО. Ассоциации с подобным бизнесом у многих плохие: коллекторы, долговые ямы и 90-е. И только второе, на что смотрят люди: бизнес с высокой рентабельностью, генерит много кэша и диверсифицируется доп. услугами. Здесь и неплохие показатели и большой дисконт к реальной стоимости. Но нет, ассоциации очень важны. Я держу займер, так как оцениваю бизнес, а не то, что около него. Помним, на рынке нам неважно на чем зарабатывать - главное, зарабатывать.
2)Цена размещения.
Как мы знаем, у каждой компании есть своя стоимость, которая состоит из активов, прибыли и благ.
Когда компания выходит на IPO с дисконтом, она становится более привлекательной - логично.
Если этот дисконт ниже 10% - статистически компания не покажет интересного апсайта и ажиотажа. Если больше - значит еще один плюсик в копилочку.
3)Сила имени
Я специально не приводил пример в прошлом пункте, чтобы сделать это щас. Берём два известных банка:
1.Совкомбанк: знают все, а значит ажиотаж есть - собрали несколько переподписок и дали крутой старт. Вышли с дисконтом, делают встречи с инвесторами и публично отвечают на вопросы. IPO успешное: компания привлекла именем, отношением и дисконтом инвесторов не для того, чтобы они сразу продали акции, а искренне интересовались происходящим.
2.МТС банк: выиграл по третьему пункту, собрав 10 переподписок и 140+ мдрд рублей. Круто! Но почему акции сейчас ушли ниже размещения, а в момент выхода не дали крутого апсайта? - потому что проиграли по второму: вышли с минимальным дисконтом, а значит интерес был только спекулятивный. Представьте, что 100 человек подало заявку и сразу продало на размещении. - результат закономерен
4)Фон выхода
Как думаете, будет ли успешным IPO на падающем рынке?
А будет ли оно успешным, если идет сразу за еще одним или, наоборот проходит до более интересного (видного на горизонте)?
Опровергнув эти вопросы, вы получите ещё два важных плюса.
Примеры:
1.Займер собрал немного денег: люди держали деньги на IPO МТС-банка через неделю после
2.Много кто отменил заявки в элемент в последний день на падающем рынке + скором выходе интересной IVA
3.Мосгорломбард был обречен на провал на старте: параллельно выходил совкомбанк. Даже переносили даты сборов
5)Объем размещения.
Чем больше объем - тем сложнее собрать переподписку.
Чем меньше переподписок - тем меньше роста со старта (базово, если мы берём интересный актив с дисконтом)
Если говорить просто: все, что больше 7-10 млрд размещения - тяжеловесы, которые не уйдут в планку (рост 40+%)
Если размещение маленькое, как у IT (Астра, диасофт, Ива) - планка случается.
Справка: Если компания размешает 5 мдрд и собирает 50 - вы получаете 10% аллокации на вашу заявку и потенциальный рост со старта!
6)Промо компании
Важно то, как компания себя зарекомендовала.
Есть несколько способов это сделать:
1. Собрать блоггеров для общения
2. Делать эвенты для инвесторов: как онлайн, так и оффлайн
3. Ничего не скрывать и отвечать на вопросы
4. Делать церемонию открытия
Если несколько пунктов удовлетворяются - IPO интересное!
Надеюсь, было полезно!
ASTR ZAYM SVCB MBNK MGKL DIAS ELMT
#пульс_оцени